ФНС начинает еще более тщательно следить за правильностью исчисления и уплаты организациями НДС.
Начиная с отчетности за I квартал 2015 года в составе декларации по НДС нужно передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 Федерального закона № 134-ФЗ, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1; приказ ФНС № ММВ-7-3/558@).
Сведения будут включаться в декларацию в виде отдельных файлов-приложений, которые должны быть сформированы в утвержденном ФНС xml-формате.
Затем на стороне налоговой будет происходить глобальная сверка всех счетов-фактур между продавцами и покупателями. Разработанные ФНС алгоритмы позволяют найти каждой записи в книге продаж поставщика «пару» в книге покупок покупателя и проверить, сходятся ли данные по счетам-фактурам.
Если в процессе сверки счетов-фактур будут обнаружены расхождения (контрагент не найден или есть разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и т д.), налоговая направит компании требование о представлении пояснений.
В течение 6 рабочих дней налогоплательщик обязан направить в ответ на поступившее требование квитанцию о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). А в течение следующих 5 рабочих дней (ст. 88 НК РФ) ему нужно ответить на требование, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании.
Если компания обменивается документами на бумаге, бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах и журналах.
Процесс трудоемкий, но это поможет подготовить «чистую» декларацию и избежать массовых требований со стороны налоговых органов.
Сервис Контур.Сверка в автоматическом режиме:
По результатам проверки сервис показывает как ошибки в реквизитах контрагентов, так и разногласия по суммам, датам и номерам счетов-фактур. Кроме того, сервис показывает факты, на основе которых пользователь может сделать вывод о добросовестности поставщика или подрядчика.
Исправив расхождения в учетной системе, вы отправляете в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляете себя от головной боли, связанной с ответами на массовые требования ФНС, и риска доначислений НДС.
Подробнее о возможностях Контур.Сверки
Автоматически сверяться с контрагентами — это, конечно, удобно. Но в долгосрочной перспективе в самой благоприятной ситуации окажутся компании, которые обмениваются с контрагентами документами в электронном виде.
В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.
Бухгалтерам не нужно тратить время на сверку, потому что расхождения, связанные с переносом данных из документа в учетную систему, здесь невозможны в принципе.